Новости

Памятка родителям будущего первоклассника.

Источник: ВархотоваЕ.К., Дятко Н.В., СазоноваЕ.В. «Экспресс-диагностика готовности к школе. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов» - Москва, Генезис, 1998 - 48с.

 Что должны знать Вы о готовности своего ребенка к школьному обучению?

Интеллектуальная готовность – это знания и умения ребенка. Это не только умение читать, писать и считать, но и умение обобщать, сравнивать, анализировать, уметь пересказывать и составлять рассказы.

Физическая готовность - подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к школе, учебные занятия потребуют от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний необходимо проверить и этот вид готовности. Сделать это можно у вашего педиатра. И если он посоветует отложить обучение на год или перейти на домашнее обучение, то стоит прислушаться к его советам.

Социальная готовность к обучению - это настрой ребенка на работу, умение сотрудничать с другими людьми, умение подчиняться правилам. Все то, что необходимо для полноценного общения и настоящей дружбы, азы которых постигаются в коллективе, на улице или в детском саду. Если ребенок психологически не готов к школе, то даже при наличии базовых знаний ему будет трудно учиться. Успехи таких детей, как правило, носят кратковременный характер.

Мотивационная готовность - спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если да, то зачем? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему, возможно, не понравится учиться. Значит, ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погружение в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжелейшим испытанием для него. А время, проведенное в стенах школы, будет восприниматься как украденное у беззаботного детства. Будущий первоклассник должен стремиться к школе осознанно, то есть иметь положительную школьную мотивацию.

Волевая готовность - заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что требует учитель. Ребенок должен уметь управлять своим поведением. Наличие волевых качеств поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, и доводить дело до конца. Ребенок должен уметь организовать свое рабочее место и постоянно держать его в порядке, а также соблюдать режим дня и вовремя начинать занятия.

Как можно подготовить ребенка к школе?

Можно незаметно для ребенка подготовить его к школе через самые обычные занятия: наблюдения за природой, совместные настольные и подвижные игры, рисование, просмотр и прослушивание сказок, общение.

Игра «Да и нет». Игра «Да и нет» формирует способность ребенка принять учебную задачу, умение слушать и выполнять указания взрослого, выполнять инструкции. Правило игры: ребенку запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет», а также нельзя называть цвета. После того как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, начинаем задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет». Ошибками являются только слова «да» и «нет», обозначение конкретного цвета. Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

 

Вопросы:

 

Количество правильных ответов определяет уровень способности ребенка принять учебную задачу, умение слушать и выполнять указания взрослого, выполнять инструкции

1.      Кошки живут в воде?

2.      Летом какие деревья?

3.      Вода мокрая?

4.      Какие яблоки ты любишь?

5.      Снег черный?

6.      Взрослые любят играть?

7.      Ты мальчик?

8.      Какой холодильник?

9.      Какие глаза у твоей мамы?

10.  Какие бывают сосульки?

11.  Камень твердый?

12.  Крокодилы летают?

 

 

Высокий уровень – 9-12правильных ответов

Средний уровень – 4- 8 правильных ответов

Низкий уровень – 1- 3 правильных ответа

Также данная игра способствует развитию образного мышления, расширению словарного запаса у ребенка, например, на вопрос «Какие яблоки ты любишь?» ответы могут быть: сладкие, кислые, сочные, большие, ароматные, «антоновка»  и т.д.. Когда первый этап игры освоен, ее можно усложнить: предложить ребенку придумывать задавать вопросы вам.

Формируем психологические процессы, лежащие в основе умения читать 

 

Что делает ребенок

(действия)

Какие психологические процессы развиваются

Какое значение

для умения читать

1.Наблюдает за природой пред рисованием:

«Посмотри, как распускаются листья, попробуй нарисовать»

восприятие, его объем

Формируется способность «схватывать» читаемое слово целиком независимо от количества составляющих его букв, обеспечивает достаточные скоростные характеристики процесса чтения.

2 Наблюдения за изменением

отдельных свойств, признаков различных предметов и явлений

«Как отличаются деревья?»

совершенствование процессов зрительного и слухового анализа

дифференцирование букв

(и и ц), и слов (например: ворона - ворота)

3. Высказывание предположений

«Что будет, когда пройдет дождь?»

умение представить себе предмет или явление до того, как они будут реально восприняты, развитие речи

важно для прогнозирования смыслового содержания читаемого текста

4. Иллюстрирование прослушанных сказок, рассматривание разных картин и предметов

«Нарисуй героя, любимый момент в сказке»

вырабатывает ассоциации между чувственно воспринимаемым объектом и его словесным обозначением «объект - слово», наполняя словесную звуковую оболочку конкретным чувственным содержанием

обогащает знаниями,

абстрактные буквенные знаки при чтении актуализируются в конкретное чувственное содержание, информационно насыщенное чтение,

5 Оценивает пережитые события через рассказ по своей  иллюстрации

«Расскажи, о чем ты нарисовал»

развитие речи, воображения,

критическое осмысление и отношение, суждение

критическое оценивание содержания прочитанного текста,

вырабатывается правило поведения на будущее

6. Срисовывание с натуры, сопровождающее его словесное обозначение отдельных деталей воспринимаемых объектов «Постарайся нарисовать точно так же»

7. Рисование по памяти «Нарисуй, как запомнил»

превращение восприятия в анализирующее наблюдение,

суждение,

соображение,

воображение

способность замечать даже весьма незначительные детали или малейшие изменения во внешнем виде воспринимаемых объектов мысленного представления читаемого содержания;

8. Играет подвижные игры

Свойства внимания:

 распределение и переключение

скорость чтения, понимание прочитанного

 

Каждый взрослый может способствовать формированию осмысленного чтения, через:

  • приобретение интересного опыта: игры; повседневная жизнь; загородные прогулки; исследования природы.
  • опыт символической репрезентации: театральные постановки; рисование и живопись; музыка и танцы.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком принесет больше пользы для развития умения читать и быть грамотным, чем затрачивать усилия, направленные на занятия ребенка чтением («Читай!»)

Педагог-психолог Елена Михайловна Коробейникова

16.05.2015