История

     В ноябре 1937 года распахнула двери для 450 детей семилетняя школа № 14 им.А.С. Пушкина, отпочковавшись от открывшейся на год раньше школы № 12. Первые годы были одними из самых сложных в развитии школы: построенное наспех (менее чем за год) здание встретило детей сыростью и холодом, наспех сложенные печи дымили, плохо грели. Очень сложным был состав детей: в отделившуюся школу (даже в настоящее время) попадают далеко не самые способные и ухоженные дети.

Листая протоколы педсовета тех лет видим каких усилий стоило посадить за парту детей пригородных сёл: Кочпона, Чита, Заречья, как сложно было сохранить контингент учащихся и обучить «переростков» хотя бы на «удовлетворительно». Тем не менее средние показатели успеваемости были близки к среднегородским тех лет – 79-82%, оставленные на второй год в 5,6,7 классах, как правило, 1 сентября в школу уже не возвращались – шли на работу, благо низкоквалифицированный труд был востребован, грамоте ребёнок обучен, этого достаточно. Этому не противились и родители детей: нет желания учиться – иди работать.

В решении этих проблем прошли 4 довоенных года. В 1941 году начало ВОВ несколько дисциплинировало, «подтянуло» детей. Лозунг «Всё для фронта – всё для победы» был реальным призывом для каждого ребёнка: учиться, трудиться – всё в полную силу, дети были уверены, что победа зависит от каждого. В это время заро-дилась и получила развитие идея «трудовых десантов», где только не трудились учащиеся в свободное от учёбы время: колхозные поля (прополка, уборка, сенокос), заготовка дров для школы и семей фронтовиков; тимуровское движение захлестнуло город, на учёте были все вдовы, все семьи героев, сражавшихся с врагом.

В 1943 году школа № 14, к радости мальчишек, была преобразована в семилетнюю мужскую, это позволило усилить военную подготовку, отводилось достаточно много времени строевой, огневой подготовке. Каждый выпускник имел навыки владения стрелковым оружием, элементарными навыками ведения боя на суше. В статусе мужской семилетней школа работала до 1954 года.

В этот период школой руководили замечательные люди:

  • ЕЛЬКИН Максим Дмитриевич - (1937 – 1939) – (погиб на фронте)
  • УРНЫШЕВ Григорий Александрович – (1939 – 1940) 
  • ЦЕМБЕР Георгий Андреевич– (1940 – 1942) – (погиб на фронте)
  • СМОЛИНА Лидия Николаевна – (1942 – 1952)
  • ЛИПИН Иван Иванович – (1952 – 1954) Трудились талантливые педагоги:
  • ТУРЬЕВА Александра Фёдоровна – (1946 – 1953)
  • ХОЛОПОВА Александра Алексеевна – (1937 – 1946)
  • КАЛИНИНА Фаина Ивановна – (1942 – 1967)
  •  ШУКТОМОВА Александра Ивановна – (1940 – 1962)
  • ЗАХАРОВА Анна Георгиевна – (1944 – 1987)
  • ЗАХАРОВ Борис Иванович – (1942 – 1951)
  • МАРКОВА Екатерина Степановна – (1940 – 1950)
  • ГИЛЕВИЧ Нина Семёновна – (1945 – 1976)
  • ЖЕРЕБЦОВА Галина Ивановна – (1945 – 1970)
  • ЛЕВИЧ Серафима Ардальоновна – (1943 – 1959)
  • ПРОТОПОПОВА Антонина Александровна – (1946 – 1948)
  • РАЗМЫСЛОВ Иван Васильевич – (1946 – 1969)
  • ЛАРЕВ Павел Степанович – (1947 – 1950)
  • ШЕРГИН Владимир Алексеевич – (1949 – 1950)

В период с 1937 по 1954г. обучались в школе № 14 в последствии известные в Республике люди:  

  •  ПЕРЕПЕЛИЦА Яков Сергеевич (композитор)
  •  ЕСЕВА Валентина (певица, народная артистка РК)
  •  ИЛЬЧУКОВ Леонард Фёдорович (заслуженный артист РСФСР)
  •  БАЛАШОВ Валентин Лаврович (видный общественный деятель, почётный гражданин Сыктывкара)
  •  РАССОХИН Леонид Трофимович (общественный деятель)
  •  СИВКОВА (Маркова) Галина Александровна (известный учёный, журналист)
  •  ТУРЬЕВ Геннадий, ТУРКИН Валерий (известные журналисты)
  •  ТОРЛОПОВ Станислав Анфимович (народный художник России).

В 1954 году семилетняя школа была реорганизована в среднюю школу, обучение девочек и мальчиков вновь стало совместным. Возглавила школу БЕЛЯЕ-ВА Татьяна Павловна, талантливый педагог, спокойный, рассудительный, справедливый, работающий на перспективу руководитель.

Заслуженный учитель Коми АССР Татьяна Павловна Беляева

Именно в период второй половины 50-х, начала 60-х годов зародились традиции школы, продолжающие развитие и в настоящее время: Пушкинские вечера старшеклассников, праздник «За честь школы» (ныне «Виват гимназия»), конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и многие другие. Но самая главная традиция, которой дорожат все последующие поколения педагогов – высокий уровень знаний выпускников. С 1958 года школа по показателям результативности обучения занимает одно из ведущих мест в городе. В это время появилась пристройка к школе, в которой разместились спортивный зал (II этаж) и мастерские технического и обслуживающего труда (в мастерских обслуживающего труда с середины 70-х размещается столовая). В этот период педагогический коллектив пополнился интересными молодыми педагогами, такими как БОБИНА Галина Николаевна, КУРАНОВА Александра Александровна, ПОДОПЛЕЛОВА Нирса Антониновна, ПАУТОВА Клара Павловна, ВЕЖОВА Аза Михайловна. Пришли опытные учителя ХЛОПИНА Надежда Андреевна, МАКАРОВА Клавдия Ивановна и многие другие.

 В 1961 году средняя школа № 14, как и многие в городе, была реорганизована в восьмилетнюю. В связи с реформированием школ Советского Союза с целью реализации принципа политехничности школы, в городе было организовано несколь-ко школ III ступени с увеличением срока обучения на 1 год (9, 10, 11 кл.), что давало возможность наряду с общим получить их выпускникам начальное профессиональное образование.

В 1962 году Беляевой Татьяне Павловне было предложено возглавить школу - новостройку № 7 (м. Париж), а директором восьмилетней школы № 14 была назначена БОБИНА Галина Николаевна, в то время самый молодой директор школы в городе.

В статусе восьмилетней школа существовала до 1964 года.

В период работы школы в качестве средней общеобразовательной (1954 – 1961) получили аттестат о среднем образовании достаточно известные люди:

  • ЮРАНЁВ Евгений (выпускник 1957г., первый золотой медалист) – ведущий инженер-конструктор машиностроительного завода в г.Александрове.
  • РОЧЕВ Валерий (выпускник 1959г., второй золотой медалист) – доктор хими-ческих наук
  •  ИРЖАК (Матвеева) Ирина – (выпускница 1961г.), известный общественный деятель, заслуженный работник РК
  • МИРОШНИЧЕНКО Надежда (выпускница 1960г.) – известный поэт. и многие другие.

Молодой, энергичный, амбициозный (в хорошем смысле слова) директор Бобина Галина Николаевна, видела бесперспективность учреждения в статусе восьмилетней школы, в течение двух лет провела огромную подготовительную работу с целью открытия на существующей базе специализированного образовательного уч-реждения. Первоначально планировалось открытие школы с преподаванием ряда предметов на немецком языке, обосновывая это тем, что среди населения города достаточно много немцев (м.Париж, м.Лесозавод, п. Краснозатонский). Но в самый последний момент перед принятием решения язык был изменён по настоятельной рекомендации обкома партии.

Так в 1964 году в Сыктывкаре была открыта первая специализированная школа с названием: средняя школа № 14 имени А.С.Пушкина с преподаванием ряда предметов на английском языке. Но в связи с возникшими трудностями в обеспечении учебного процесса кадрами и учебниками, в начале 70-х годов школа приобрела название: средняя школа № 14 им. А.С.Пушкина с углублённым изучением английского языка.

Новый статус учреждения с первого же года (1964) дал мощный толчок в развитии школы. Во-первых, это позволило омолодить коллектив, в первую очередь за счёт учителей английского языка. В середине 60-х годов пришли молодые, талантливые учителя английского языка: ЕГОРОВА Нина Ивановна, МАТВЕЕВА Ираида Михайловна, ЕВСТИФЕЕВА Лариса Алексеевна, чуть позднее СМИРНОВА Татьяна Григорьевна, МИТЯШИНА Тамара Васильевна. Пришли молодые, интересные учителя начальных классов и учителя–предметники: ЧЕРЕДОВА (РОДИНА) Татьяна Алексеевна, ЛЮТОЕВА Любовь Петровна, МЕЖОГСКИХ Лидия Ивановна, ВОЛОДИНА Антонина Никифоровна и многие другие. В это же время пришли замечатель-ные учителя математики ШИШИНА Ольга Константиновна, ПАВЛЕКОВА Галина Васильевна, которая в дальнейшем успешно руководила учебным процессом школы.

Во-вторых, это позволило «улучшить» контингент учащихся: как правило в школу №14 приводили детей родители имеющие достаточно высокий уровень образования, одним словом в школе обучались дети из интеллигентных семей, что не могло не отразиться на формирующихся взаимоотношениях школы и семьи, на результативности образовательного процесса, что безусловно привлекало внимание к школе со стороны руководства города и республики, предприятий и учреждений: школа превратилась в очень престижное общеобразовательное учреждение.

Общительность директора, её умение найти подход к руководству для получения поддержки в решении возникающих проблем, позволили открыть совместно с Управлением гражданской авиации Республики знаменитый клуб юных авиаторов «Ракета», с охватом практически всех обучающихся начиная с 7 класса.

Благодаря плодотворному сотрудничеству с Сыктывкарским Авиаотрядом более 100 выпускников школы связали свою судьбу с гражданской авиацией. В сотрудничестве с Управлением гражданской авиации и Министерством сельского хозяйства Коми АССР в конце шестидесятых годов был открыт и успешно работал лагерь труда и отдыха в районе города Судак (Крым).

Этот период (с 1964 по 1976г.) был одним из самых плодотворных и интересных. Галина Николаевна добивалась пристройки учебного корпуса (в сторону ул.Ленина), была готова проектная документация, но в конце шестидесятых годов на данной территории было построено представительство Народной Республики Болгария. И все же усилия директора не пропали даром: школа перешла на обучение в одну смену благодаря тому, что в 1975 году было получено в безвозмездное пользование здание по ул.Орджоникидзе, 15.

К сожалению, историю школы этого периода мы знаем только по рассказам педагогов, работавших в то время. Вся документация: протоколы заседаний педсовета, книги приказов и даже книги учета выдачи документов об образовании за период с 1964 по 1976 год были изъяты для проверки в связи с доносом о фактах хищения при организации деятельности ЛТО «Судак». Доказать факты хищения не удалось. Галина Николаевна в период разбирательств приняла решение о переходе на должность учителя биологии. Выездной лагерь прекратил свое существование, а изъятые документы так и не возвращены в школу (возможно никто и не требовал этого). Почти на год коллектив школы был втянут в разбирательство и работал под руководством исполняющей обязанности директора КУРАНОВОЙ Александры Александровны.

В 1977 году директором школы №14 был назначен ТУКОЕВ Федор Федорович, ранее работавший директором школы №26.

Школа стабильно показывала высокие результаты обучения, до 1983 года продолжал работу клуб «Ракета».

В период 70-80-х годов в школу пришло много молодых талантливых педагогов, и педагогов с серьезным опытом работы, большинство из которых успешно работают и в настоящее время. Это РУТОВА Тамара Михайловна, КРИВОЩЁКОВ Александр Федорович, БУКИНА Ольга Валериановна, ВЛАСОВА Любовь Вячеславовна, МАСТРАКОВА Маргарита Алексеевна, ЮСАКОВА Татьяна Георгиевна, ЖЕРЕБЦОВ Владимир Сергеевич, ПОЛЕЩИКОВА Марина Владимировна, ПРЯДКО Надежда Михайловна, ТАРШИНА Инна Михайловна, ДЕРКАЧ Галина Прокопьевна, МАЛЫШЕВА Лариса Григорьевна, ПОПОВА Антонина Алексеевна, СЕМЕЙКИНА Лилия Александровна, АБРОСИМОВ Владимир Сергеевич и многие другие.

Школа гордится выпускниками 70-80-х годов: членом-корреспондентом РАН, доктором биологических наук РОЩЕВСКОЙ Ириной Михайловной; журнали-стом, заслуженным работником РК ЛИНКОВОЙ Натальей Юрьевной (выпускница 1972г.); композитором БЛИННИКОВОЙ Ириной; певцом Дамиром БАСЫРОВЫМ (выпускник 1974г.); доктором медицинских наук МОРОКОВЫМ Владимиром Ар-кадьевичем (выпускник 1972г.); врачом нейрохирургом ЛЕБЕДЕВЫМ Александром Сергеевичем (выпускник 1975г.); врачами реаниматологами КОНЕВЫМ Александром - заслуженным врачом РФ и КОМЛЕВЫМ Олегом – заслуженным врачом РК (выпускники 1979г.).

В 1985 году школу возглавила КАЛАШНИКОВА Нина Степановна: сложившийся педагог, имевший звание заслуженного учителя Коми АССР, действующий депутат Верховного совета Коми АССР. Как наблюдательный человек, человек с пытливым умом Нина Степановна увидела, что в школе все идет своим чередом, устоялось, жизнь школы стала будничной, без особых порывов творчества и очень скоро поняла, что для нового толчка к развитию учреждения нужна идея, к реализации которой будет стремиться коллектив. Такой идеей стала идея изменения статуса учреждения, благо набиравшая ход перестройка в стране позволяла это сделать. Изучив публикации в педагогической прессе, побывав в других регионах Российской Феде-рации, Нина Степановна стала готовить почву для реорганизации школы в гимназию. В течение двух лет готовилась документация: различные варианты учебных планов, подбор литературы, пособий для обеспечения реализации учебных программ, новых, ранее не изучавшихся предметов и многое другое. Труд нескольких лет увенчался ус-пехом: Решением Сыктывкарского городского Совета народных депутатов от 30 мая 1991г. № 5/303 было утверждено предложение коллегии Министерства народного образования Коми АССР по открытию гимназии на базе специализированной школы № 14 г.Сыктывкара с наименованием «Гуманитарная гимназия имени А.С.Пушкина». В дальнейшем наименование неоднократно менялось, но суть оставалась первоначальной «Гимназия им.А.С.Пушкина».

Приобретение учреждением статуса гимназии открыло необъятные просторы для творчества. В учебном плане появился второй иностранный язык (французский, немецкий), хореография, этика, мировая художественная литература, расширились возможности дополнительного образования. Появилась возможность привлечения внебюджетных средств, стали возможными командировки для обмена опытом, обмен делегациями детей с США и Великобритании, начал издаваться сборник творческих работ учащихся «Вдохновение», был создан Совет гимназистов и многое другое. Но надо помнить, что система образования достаточно консервативна и все, что выходит за рамки «нормы» со временем вызывает отторжение как внутренними так и внешними силами. К концу 90-х годов накопились проблемы, требовавшие решения: во-первых был утвержден Базисный учебный план (БУП-1998), который ограничил возможности школьного компонента учебных предметов, было необходимо пожертвовать рядом, уже наработанных программ; во-вторых усилился надзор в сфере образования и в первую очередь через процедуры лицензирования и государственной аккредитации. В третьих возникла настоятельная необходимость упорядочения привлечения внебюджетных средств. В четвертых начался постепенный переход на программно-целевой характер управления образовательными учреждениями и ряд других нововведений в системе образования, которые имели целью упорядочить систему образования, выстроив единое образовательное пространство государства. В связи с этим внутри коллектива возникли трения (борьба за часы, отведенные на преподаваемый предмет), возникли недовольства со стороны родителей на предмет перегрузки детей и необоснованности требуемых платежей. Нерешаемость возникших проблем не могли не сказаться на состоянии здоровья Нины Степановны, воспринимавшей происходящее близко к сердцу. В результате ей потребовалось длительное лечение и реабилитация после болезни, Нина Степановна приняла решение о выходе на пенсию. 

В 1999 году школу возглавил УВАРОВСКИЙ Василий Анатольевич, имевший опыт управления (до этого 13 лет работал директором школы № 8 г. Сыктывкара). Нельзя сказать, что начало деятельности нового директора коллектив воспринял благосклонно. Но постепенно благодаря его настойчивости и упорству была разработана первая программа развития гимназии, план действий которой вытекал из глубокого анализа имеющихся проблем, состояния учебно-материальной базы и необходимости в новых подходах к управлению образовательным процессом.Программно-целевой принцип управления дал возможность упорядочить и систематизировать деятельность учреждения, каждому педагогу увидеть главные задачи своей деятельности, определить пути достижения намеченных целей: когда человеку понятно, чего он должен добиться и как это можно сделать, трудовая деятельность становится не в тягость, а в радость.

За тринадцать истекших лет гимназия добилась значительных успехов. Гимназия с 2000 года работает в условиях программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом. В 2012 году принята и утверждена третья программа развития учреждения, две предыдущие выполнены в полном объеме. Программно-целевой подход управления позволил:

• Планомерно сформировать среду для внедрения новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных (практически каждый учебный кабинет оснащен АРМ учителя (компьютер, проектор, экран, МФУ), подключенным к локальной сети, имеющим выход в интернет)

• Разработать и планомерно обновлять сайт гимназии, запустить проект «электронный дневник»;

• Вести планомерную замену учебного и технологического оборудования, ученической мебели;

• Укомплектовать в полном объеме фонд учебников и вести планомерное его обновление;

• Создать и поддерживать условия безопасности образовательного процесса;

• Обеспечить соблюдение санитарных норм и правил, предъявляемым к организации образовательного процесса;

• Обеспечить работу центра дополнительных платных образовательных услуг, что позволяет привлечь дополнительные средства, необходимые для развития гимназии;

• Стабилизировать ситуацию с текучестью педагогических кадров.

Но самое главное в результате новых подходов в организации образовательного процесса удалось сохранить и повысить его результативность:

• Все обучающиеся успешно осваивают образовательные программы, процент осваивающих учебные программы на «4» и «5» по итогам учебного года колеблется от 62 до 65;

• Все обучающиеся 9-х классов успешно проходят государственную (итоговую) аттестацию, причем до 98% - в новой форме, средний балл по результатам аттестации по всем предметам не ниже «4»;

• Все обучающиеся 11-х классов успешно проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ, средний балл по всем предметам выше среднегородских, республиканских показателей и показателей по России; ежегодно по ряду предметов до 15 выпускников набирают баллы выше 80, из них 7-8 чело-век – выше 90;

• Ежегодно обучающиеся гимназии участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде, завоевывая на муниципальном этапе 30-35 призовых мест, 4-8 в региональном этапе;

• Все выпускники гимназии успешно обучаются в учреждениях высшего профессионального образования; получив профессиональное образование, достаточно быстро определяются с трудоустройством, легко социализируются на предприятиях, в учреждениях, в бизнесе, и добиваются успехов в трудовой деятельности. Среди выпускников много известных педагогов, врачей, учёных, журналистов, есть известные артисты, поэты, общественные деятели. В последнее десятилетие гимназия успешно участвовала в смотрах и конкурсах:

• Неоднократный призер и победитель муниципального смотра по итогам учебного года и подготовке ОУ к новому учебному году (2005, 2006, 2008).

• Практически ежегодно гимназия становится дипломантом ежегодных респуб-ликанских выставок «Школа года».

• Гимназия является победителем республиканского этапа конкурса «Школа-2006», призером конкурса «Школа-2007».

• Гимназия дважды (2007, 2008) становилась победителем конкурсного отбора «Лучшие школы Росси» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

11.09.2014 

Рейтинг@Mail.ru